Точка съемки в фотографии – это место, в котором находится камера во время, собственно, съемки. Как и для любой точки пространства, ее положение должно определяться тремя координатами. Для фотосъемки это расстояние до снимаемого объекта, угол, под которым производится фотографирование и высота.
По высоте точка съемки может быть как нормальной – высота человеческого роста, так и завышенной или, наоборот, заниженной. Это понятие не надо путать с ракурсом – оно является лишь его составной частью.
Нормальной считается высота, когда оптическая ось фотоаппарата перпендикулярна плоскости того предмета, изображение которого надо получить. Говоря простым языком – фотографирование без наклона камеры. Чаще всего оно делается с уровня человеческих глаз и приводит к тому, что кадр выходит таким, как его видит наблюдатель. Но часто, особенно при съемке пейзажей, требуется другая композиция кадра. Например, вечерняя фотосъемка морского побережья, нормальная высота съемки разделит полученный кадр пополам, на светлую и темную части – линия горизонта будет проходить точно посередине. Сместить ее можно за счет изменения угла наклона камеры, или изменив ее высоту. Однако, при этом надо помнить, что от того, как направлена оптическая ось камеры, зависит правильная передача объема предмета и его формы.
Пример кадров сделанных с низкой точки:
Примеры кадров, сделанных с высокой точки:
Пример кадра сделанного с нормальной высоты, наверное, не требуется.
Впрочем, бывают ситуации, когда использование, например, низкой точки съемки просто необходимо. Например, если Вы фотографируете маленького ребенка, домашнее животное на полу и т.п. объекты съемки с нормальной высоты человеческого взгляда смотрятся не так хорошо, как с нижней точки (см. фото 3).
Не меньшее значение имеет и расстояние от камеры до фотографируемого предмета. Именно оно определяет, какой кусок пространства поместится в кадр. Если нужно показать общий план, то точка съемки должна находиться достаточно далеко, чтобы в кадр могло войти как можно больше объектов. При фотосъемке пейзажей очень часто, кроме большого расстояния, применяют еще и завышенную точку съемки, чтобы придать изображению дополнительную глубину и протяженность.
Крупные планы и портреты лучше всего делать с небольшого расстояния. Это особенно важно, когда используются режимы съемки с полностью открытой диафрагмой (с целью уменьшения глубины резкости). Близкое расстояние и соответственно малая ГРИП позволяет выделить главные элементы кадра или предметы, на которые нужно обратить внимание. То же самое относится и к средним планам, когда нужно отделить основные объекты от окружающего их фона. То есть «заставить» зрителя посмотреть на снимаемую сцену глазами фотографа, сконцентрировать его внимание на главных героях и отвлечь от событий, происходящих на заднем плане.*
Сильное приближение, то есть очень короткое расстояние до предмета, применяют при фрагментарной съемке, если требуется показать только определенную часть или область объекта. Например, отдельный цветок на розовом кусте, или руку, держащую диплом выпускника.
Правильно выбранная точка съемки способна обогатить и усилить фотоизображение, неудачная – может испортить даже самый интересный сюжет.
Автор: Кондрашкина Лидия.
*Правда, при фотографировании людей необходимо все же соблюдать меру, ибо при слишком близкой к объекту точки съемки - объект на фотографии может получиться искаженным (например нос человека на портрете покажется слишком большим). И даже можно рекомендовать совершенно обратный принцип - выбор не слишком близкой точки во избежании перспективных искажений, и использование светосильной оптики для большего значения ГРИП. (Примечание редактора сайта.)
Комментарии