Две эти настройки - два краеугольных камня фотографической техники.
Выдержка (чем больше выдержка, тем больше экспозиция) с диафрагмой (чем шире раскрыта диафрагма, тем экспозиция также становиться больше) - два базовых понятия, без которых в последующих уроках фотографии не обойтись.
В этой статье постараюсь объяснить: чем же они являются, и как и в каких случаях используются - своими словами. Так - как понимал и понимаю и использую это я - в своей работе.
Выдержка
Что такое - выдержка? Для того чтобы ответить на этот вопрос - необходимо немного пояснить - как устроен фотоаппарат. В фотоаппарате - между объективом и светочувствительной матрицей (или пленкой) - расположен затвор - устройство, которое при нажатии на кнопку сьемки - на долю секунды открывает доступ свету - к матрице. Если речь идет о цифровом фотоаппарате - то информация от каждого освещенного элемента матрицы - передается потом в процессор фотоаппарата, и после (в обработанном виде) - на флэш-карту. Чем ярче свет попадает на матрицу - тем ярче вы увидите его на будущей фотографии. Но не только яркость света заставляет фотографию быть яркой... но еще и то время, которое свет успевает воздействовать на светочувствительную поверхность матрицы!
Чем больше экспозиция - тем ярче снимок! Это необходимо запомнить. Типичная выдержка 1/500 секунды.
Соответственно, если вокруг темно - выдержку необходимо увеличивать (чтобы хоть что-то разглядеть в кадре, и задать величину выдержки, например, в размере 1/250 секунды), а если светло - уменьшать (например, до 1/1000 секунды), чтобы кадр не превратился в одно белое поле...
Правда, при съемке в темноте - существенно портит жизнь то неудобство - что при слишком большой выдержке - изображение будет "смазанным", потому что держать фотоаппарат неподвижно целую секунду, или даже например 1/100 секунды - не так то просто... А неподвижность фотоаппарата во время экспозиции - просто жизненно необходима для четких снимков! В таких случаях (в темноте, когда выдержка слишком велика) - используют штатив.
И несколько слов об использовании выдержки в художественной фотографии: большая (длинная) выдержка используется для "смазывания" изображения в художественных целях: можно смазать как весь кадр, так и его отдельные элементы, но об этом будет рассказано позже, в соответствующей статье. Малая же выдержка - способствует тому, чтобы даже быстро движущийся объект остался бы четким.
Диафрагма объектива фотоаппарата
Диафрагма фотоаппарата (а точнее говоря - его объектива) - также называемая относительным отверстием, это характеристика величины отверстия для пропуска света в объективе, и его числовое значение. Чем больше диафрагма, тем больше света попадет на матрицу фотоаппарата, и тем проще вам будет снимать без штатива в условиях недостаточной освещенности.
На объективах, обычно, пишут значения минимальной и максимальной диафрагмы, либо минимальную диафрагму при разных положениях зума. Например если на объективе написано "1/3,5 - 1/5,6" - и фокусное расстояние 18мм - 58мм, то это будет означать, что в том случае - когда объектив находится в положении 18мм, максимальная диафрагма будет 1/3,5, а в положении 58мм - 1/5,6. Теоретически идеальный объектив мог бы иметь максимальную диафрагму 1/1, что означало бы - что в объектив входит максимальное количество света (без потерь), но таких объективов не существует. Также часто дробь в начале числа диафрагмы - не указывается, что, бывает, приводит к путанице - какая диафрагма "больше", а какая - "меньше"!
Чем темнее на улице, тем больше стоит "открывать" диафрагму, т.к. при этом можно будет поставить более короткую выдержку, и не так сильно боятся смазанного снимка.
Однако при использовании широко открытой диафрагмы - хорошо заметно - что не весь кадр будет резким, а отчетливо проявится эффект "глубины резкости изображаемого пространства" (он же ГРИП ), то есть резким будет только то, на что Вы сфокусируетесь! Часто это используется для придания фотографии "художественности" - например, при съемке портрета, чтобы фон был размытым, а лицо - четким. Подробнее - о использовании ГРИП в художественной фотографии - я описываю в статье о глубине резкости.
В заключении следует заметить, что яркость изображения снимка зависит не только от экспозиции, но и от чувствительности матрицы фотоаппарата. При одинаковой экспозиции (при одинаковой выдержке и диафрагме) но при разных значениях чувствительности (ISO) матрицы, кадр может быть ярче или темнее. Но об этом - в другой статье.
Комментарии