Манипуляции масштабом, воспринимаемым размером объекта изображения - раскрывают перед фотографом широкие творчесткие возможности. Такие манипуляции - всегда вызывают у зрителя - определенные эмоции. И хотя фотография - с самого ее зарождения считалась реалистичным искусством, люди даже ожидают, что будут немного обмануты, и фотоаппарат - с самых ранних дней использовался для того чтобы приуменьшить или приувеличить размер какого либо объекта на фотографии.
Размер любого объекта на фотографии - мы, прежде всего, определяем - методом сравнения с объектом известного нам размера - находящимся в кадре. Без таких "подсказок", без четких ориентиров в кадре - наш мозг все равно пытается определить, или даже - угадать размер изображаемых предметов, и часто ошибается. Некоторые фотографы - пейзажисты пользуются этим, удаляя из кадра горизонт из своих фотографий, и многие другие элементы - создавая мир - в котором масштаб - совершенно не однозначен.
Фотографы довольно часто - совершенно преднамеренно вводили зрителей в заблуждение - о истинных размерах снимаемых объектов. Например, Патрик Тозэни создавал изображения предметов повседневного пользования, такие как сигаретные окурки и ложки. Эти предметы на его фото - хорошо освещенные, снятые самым крупным планом - создают впечатление чего-то большого, значительного!
Вот возьмем, к примеру, фотографию...
Что Вы можете сказать - о размерах изображенных на ней предметов? Возможно - Вы считаете, что видите землянику?
А теперь положим рядом с "клубничкой" - спичку...
И тут оказывается - что каждая клубничка - размером всего-то со спичечную головку!
Существует и обратный вид иллюзий, связанных с масштабом. Который часто используют туристы - бывающие у Пизанской башни. Дело в том, что если наш мозг не поймет, что люди на фотографии стоят гораздо ближе к объективу, чем стоит, например, Пизанская башня, то будет не верно ориентироваться на размеры людей, и будеть казаться, что объект, находящийся за людьми - гораздо меньше, чем есть на самом деле!
Далее... Родина-Мать, Волгоград.
Если бы не люди в кадре - сложно было бы оценить ее истинный размер. Ведь других ориентиров здесь нет. Так что без людей - эту фотографию вполне можно было бы воспринять - как фотографию скульптуры - совершенно обычного размера.