Линейная перспектива в фотографии и не только

Что такое перспектива - и как она поможет сделать фотографии более красивыми и выразительными. Разделяют три вида перспективы - линейную, тональную и обратную.
Перспектива призвана - усилить выразительность фотографии, придать фотографии глубину, а иногда - чтобы сфокусировать внимание зрителя на какой либо части фотоснимка, на каком либо объекте в кадре.

Начнем с линейной перспективы. Использовать ее - проще всего, и результат часто превосходит ожидания :) Сразу начнем с примера.


Perspective - перспектива линейная
Фото 1. Фотограф: Карпин Антон

Итак, чем примечательна эта фотография? Должно быть, Вы уже сотню раз видели подобные фотографии!?
Классика жанра: сходящиеся к горизонту рельсы. Они же - линии. По законам восприятия - такое положении линий - придает плоскому изображению - ощущение глубины... Такой же эффект будет от линий разметки шоссе - уходящего в даль, или берега реки, или линии набережной, таких примеров - можно привести очень и очень много... Еще один пример:

Перспектива при фотографировании Обводного канала.
Фото 2. © Карпин Антон

Еще один прием использования линий в фотографии - возможность с помощью сходящихся линий - направить внимание зрителя - к смысловому центру фотографии! Например:

Перспектива и композиционный центр фотографии.
Фото 3. © Карпин Антон

На приведенной фотографии - следуя законам восприятия - глаза человека, используя линии дороги - словно указательные знаки - приходят к смысловому центру фотографии - памятнику детям блокадного Ленинграда. Линейная перспектива также избавляет фотографию от излишней "плоскости".

Как хорошо известно, человек оценивает размеры предметов и расстояния до них и тогда, когда он рассматривает их одним глазом, то есть при отсутствии стереоскопического эффекта. 

Еще один нюанс - который хотелось бы отметить. Для придания фотографиям большей глубины - лучше всего использовать широкоугольный объектив, тогда эффект  линейной перспективы будет - максимальным! Правда, в этом деле следует - не перестараться... Вот пример фотографии сделанный широкоугольным объективом (фокусное расстояние - 12 миллиметров) - при использовании широкоугольника - передний план становится более крупным, а горизонт еще сильнее "сворачивается":


линейная перспектива - широкоугольником
Фото 4. © Карпин Антон

Таким образом, использование линейной перспективы позволяет существенно "оживить" фотографию, сделать ее более притягательной для взгляда, выглядещей более "профессионально"! Дело за Вами - фотографируйте, экспериментируйте, делитесь результатами!

В принципе, и приведенных выше сведений может быть достаточно, для того чтобы использовать этот эффект, но...

Рассмотрим более подробно - как мы воспринимаем перспективное изображение, и какие ошибки восприятия могут происходить при виде такого изображения, а также вопрос о том - как избежать различных ошибок при работе с эффектом линейной перспективы.

Чем же, объясняется, что и обычный фотоснимок объемных предметов также дает впечатление глубины пространства даже при рассматривании одним глазом? Причина заключается в том, что изображение объемных предметов, образованное фотографическим объективом, подчиняется законам линейной перспективы и геометрически подобно перспективному изображению на сетчатке глаза. Геометрическое построение перспективных рисунков и картин выполняется также по законам линейной перспективы.

Перспектива, как способ изображения объемных тел на плоскости, применялась в живописи с древних времен, задолго до изобретения фотографии. Первые правила перспективы упоминаются в книге «Оптика» греческого математика Эвклида (III век до нашей эры). Основные законы перспективы были установлены художниками Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи и др.

Перспективное изображение на плоскости объёмных предметов образуется по принципу центральной проекции следующим образом: если провести лучи от всех точек предмета (см. рисунок 1) в какую-либо выбранную точку пространства С (точку зрения), называемую центром проекции, и пересечь получившийся пучок сходящихся лучей вертикальной плоскостью К, называемой картинной, то точки пересечения их образуют перспективное изображение предмета на картинной плоскости.

Линейная перспектива. Рис. 1

В центре проекции С располагается глаз наблюдателя или объектив фотоаппарата (точнее — центр вращения глаза или передняя главная точка объектива).

Горизонтальная линия Н-Н на картинной плоскости, находящаяся на высоте глаз наблюдателя, называется горизонтом.

Прямая линия СР, перпендикулярная картинной плоскости и соединяющая центр проекции с горизонтом, называется главным лучом.

Точка Р пересечения главного луча с горизонтом называется главной точкой схода (или центром картины).

В главной точке схода пересекаются проекции всех горизонтальных в натуре линий, перпендикулярных картинной плоскости. Это наглядно видно на фото 4. Параллельные в натуре линии, например уходящие вдаль рельсы железнодорожного пути, получаются на снимке сходящимися в точку.

Все вертикальные линии, как находящиеся на первом плане, так и удаленные от зрителя, по мере удаления сокращаются по высоте, но остаются в перспективно неизменно вертикальными, а следовательно, и параллельными между собой. Столбы опор линии электропередач (фото 1) по мере удаления сокращаются по высоте, но остаются на снимке вертикальными и параллельными между собой.

Перспективное изображение на плоскости (фотоснимке, рисунке или сетчатке глаза) представляет собой совокупность наложенных друг на друга изображений разноудаленных предметов, воспроизведенных в разных масштабах, причем изображения более близких предметов, накладываясь на изображения более далеких, частично перекрывают их. Наш глаз привык наблюдать такое перекрывание задних предметов передними, более близкими, и поэтому это также способствует ощущению глубины пространства.

У изображения, построенного перспективно правильно, масштабы разноудаленных предметов обратно пропорциональны расстояниям между ними и центром проекции. Такая закономерность автоматически обеспечивается оптической системой глаза или фотообъектива, а при рисовании с натуры — выполнением правил центральной проекции. Если нарушить эту закономерность (см. фото 5 и 6), то изображение получится перспективно искаженным, непривычным для нашего зрения. Фигура мальчика, искусственно перемещенная без изменения масштаба с переднего плана на задний, зрительно воспринимается сильно увеличенной в размерах по сравнению с окружающими предметами. Мальчик кажется великаном, хотя высота его фигуры на фото 5 равна высоте передней автомашины, а на фото 6 — она даже меньше высоты велосипедиста, находящегося на переднем плане.

Если переместить на передний план фото 5 автомашину с заднего плана, не меняя ее величины, то она будет выглядеть рядом с передней автомашиной миниатюрной игрушкой.

Фотографии 5 и 6. Линейная перспектива.Фотографии 5 и 6. Линейная перспектива в фотографии.

Перспектива фотоснимка ощущается в большей или меньшей степени в зависимости от разницы в масштабах изображений переднего и заднего плана. Когда на снимке разница в масштабах изображения самых близких и далеких предметов велика, то перспектива такого снимка сильно выражена. Если же разница в масштабах изображений переднего и заднего плана незначительна, снимок имеет слабо выраженную перспективу. Наконец, при одинаковых масштабах изображений объект съемки выглядит плоским и перспектива не ощущается.

Полученная разница в масштабах изображения далеких и близких предметов, а следовательно, и перспектива снимка, не может быть изменена последующим увеличением изображения, кадрированием, так как при этом соотношение масштабов разноудаленных предметов остается неизменным.

Если фотографировать сменными объективами с различными фокусными расстояниями один и тот же пространственный объект с одной и той же точки, то есть с одного и того же центра проекции, то размеры изображений на негативах будут пропорциональны фокусным расстояниям объективов. Предмет, снятый короткофокусным объективом, будет на снимке маленьким, а снятый длиннофокусным объективом — крупным. Длиннофокусные объективы изображают предметы во столько раз крупнее короткофокусных при съемке с одной и той же точки, во сколько раз больше их фокусное расстояние. Но те и другие изображения будут геометрически подобными, то есть разница в масштабах переднего и заднего плана у каждого снимка будет одинакова, а следовательно, и перспектива всех снимков будет передаваться также одинаково, независимо от фокусного расстояния объектива.

Более или менее сильно выраженная перспектива снимка зависит не только от фокусного расстояния объектива, но и от расстояния между объектом и точкой съемки. Чем ближе расположен объектив к объекту съемки, тем сильнее выявляется перспектива, и наоборот, чем дальше точка съемки, тем слабее выражена перспектива. Этим объясняется то, что изображения очень далеких предметов заднего плана, например пейзажа, выглядят на снимке как плоский фон, не имеющий перспективы.

Таким образом, один и тот же пространственный объект съемки может быть сфотографирован с преувеличенной, преуменьшенной и естественной перспективой в зависимости от положения точки съемки.

Для получения фотоснимка с преувеличенной перспективой необходимо поместить объектив на очень близком расстоянии от переднего плана. А это проще всего сделать с помощью короткофокусного объектива. При этом предметы переднего плана получаются чрезмерно крупными, а заднего — очень мелкими и кажутся слишком далекими, а объект съемки выглядит растянутым вдаль. Расстояния между предметами вглубь пространства кажутся преувеличенными.

Фотоснимок с преуменьшенной перспективой получается при съемке с большего расстояния. Но в этом случае, чтобы изображение было не слишком мелко, применяют длиннофокусный объектив. При этом далекие предметы заднего плана кажутся на снимке крупными и очень близкими. На таком снимке расстояния между предметами вглубь снятого пространства выглядят сокращенными.

Изображения одного и того же объекта с преувеличенной и преуменьшенной перспективой наглядно показаны на фото 9 и 10. На этих двух снимках расстояние между задним планом (зданием) и передним (велосипедистом) одинаково и равно примерно 120 м. Снимки сделаны с разных расстояний между объективом и передним планом. Фото 9 выполнено объективом с фокусным расстоянием 135 мм, расположенным на расстоянии 2 м от переднего плана, а фото 10 — объективом с фокусным расстоянием 28 мм, расположенным на расстоянии 10 м от переднего плана.

Съемка разными объективами. Фото 9 и 10.Съемка разными объективами.
Фото 9 (левое) и 10 (правое).

На фото 7 и 8 на переднем плане находится автомашина, а позади нее видна известная скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница». Масштаб изображения автомашины на обоих снимках одинаков, а масштаб изображения скульптуры различен. На фото 8 громадная скульптура изображена очень мелко, и кажется, что она находится на очень далеком расстоянии от автомашины, а на фото 7 скульптура изображена крупно, и создается впечатление, что она расположена в непосредственной близости от автомашины, хотя в действительности расстояние между скульптурой и автомашиной в обоих случаях одно и то же. Фото 8 сделано с очень близкого расстояния короткофокусным объективом, а фото 7 — с большого расстояния длиннофокусным объективом.

Перспектива линейная
Перспектива линейная.
Фото 7 и 8.

 Существенное значение имеет положение фотоаппарата относительно объекта съемки при фотографировании архитектурных сюжетов, сооружений, зданий, интерьеров, экстерьеров и т. п. На фото 11 и 12 изображено одно и то же пятиэтажное здание, сфотографированное при разных положениях фотоаппарата. На фото 11 здание снято с близкого расстояния. Линия горизонта проходит на высоте окон первого этажа, то есть на высоте роста человека, который фотографировал здание снизу. При этом фотоаппарат был наклонен так, чтобы вместить в кадр все здание по высоте, и линия визирования была направлена приблизительно к середине высоты здания, то есть к третьему этажу. Согласно законам линейной перспективы все горизонтальные в натуре линии и линии, неперпендикулярные картинной плоскости, сходятся в точках схода на линии горизонта. Вследствие того, что линия визирования была наклонена к горизонту, вертикальные линии получились непараллельными между собой. Если вертикальные линии продолжить вверх (например, вдоль вертикальных рядов окон), то они сойдутся в некоторой точке вверху снимка. Такой наклон аппарата во время съемки создает неестественную и непривычную для глаз перспективу. Здание кажется падающим назад. На фото 12 линия горизонта проходит по середине здания, то есть на высоте окон третьего этажа. Линия визирования фотоаппарата во время съемки была горизонтальна (без наклона), и поэтому вертикальные в натуре линии остаются на снимке параллельными между собой.

Перспектива при съемке архитектуры с низкой точки. Фото 11Перспектива при съемке архитектуры с низкой точки.
Фото 11

Перспектива при съемке архитектуры с низкой точки. Фото 12Перспектива при съемке архитектуры со средней точки.
Фото 12

При фотографировании с очень близкого расстояния (обычно короткофокусными объективами) могут получаться неправильная перспектива и даже карикатурные изображения. Если сфотографировать человека сверху с очень близкого расстояния короткофокусным объективом, то у него будет громадная голова и очень маленькие ноги. То же самое относится к портретной съемке. Портрет, снятый с очень близкого расстояния, получается с непривычными для глаз соотношениями масштабов передних (то есть наиболее близких к объективу) и задних (то есть наиболее удаленных от объектива) частей лица. Нос получается чрезмерно большим, а уши слишком маленькими.

Случаи необычной передачи перспективы иногда не совсем правильно называют «искажениями перспективы» и приписывают их свойствам объективов. Например, некоторые считают, что короткофокусный объектив дает «искажение». Прежде всего следует отметить, что объектив с любым фокусным расстоянием не может давать искажений, так как он образует изображение по законам центральной проекции, то есть снимок, сфотографированный любым объективом, всегда соответствует изображению, образованному по правилам линейной перспективы, и поэтому само название «искажение» сюда не подходит. Все зависит исключительно от точки съёмки и наклона аппарата. Необычные результаты съемки будет правильнее называть «неестественной перспективой», непривычной для глаз. Если поместить глаз на место фотообъектива, то увидим то же самое, что и на снимке. Например, если подойти к высокому многоэтажному зданию на близкое расстояние (2—3 м) и посмотреть на него снизу вверх, то увидим, так же как на фотоснимке, что вертикальные линии не параллельны и сходятся кверху, как сходятся рельсы железнодорожного пути, уходящие вдаль. В натуре мы не привыкли рассматривать здание с такой точки, поэтому фотоснимок, сделанный с этой точки, производит непривычное впечатление.

Для правильного выбора точки съемки очень полезно пользоваться видоискателем.

Если у Вас есть предложения, пожелания, замечания, идеи по поводу этой статьи - можно оставить комментарий ;)

ps
Источник части текста и иллюстраций - журнал "Советское Фото".

ззы

Видео о линиях, перспективе и композиции:

 

Комментарии  

Виктор 2015
#8 Виктор 2015 21.03.2015 08:31
Просто - фотоаппарат необходимо располагать так, будто он "поставлен" на ровную горизонтальную поверхность и не будет искажений (если они вам специально не нужны).
A. Racter
#7 A. Racter 26.05.2012 11:06
Описания 7 и 8 фотографий тоже поправил :-)
Всем бы такую наблюдательност ь!
Владимир
#6 Владимир 21.05.2012 18:36
Цитирую A. Racter:
Владимир, спасибо! Вы правы! Исправил!

Там еще расстояние до переднего плана перепутаны, тоже в фотографиях 7,8.

Статья превосходная! Узнал много нового!
A. Racter
#5 A. Racter 21.05.2012 14:26
Владимир, спасибо! Вы правы! Исправил!
Владимир
#4 Владимир 21.05.2012 13:08
ошибка в описании фотографий 9,10. ИМХО перепутаны фокусные растояния
Татьяна
#3 Татьяна 15.03.2012 14:35
В других статьях еще мудрёний :sad: Как то я с трудом понимаю как правильно это применить на практике.
A. Racter
#2 A. Racter 14.03.2012 17:49
Может быть что-то следует в статье рассмотреть подробнее?
Татьяна
#1 Татьяна 13.03.2012 17:37
Что то вот эта статья воспринилась мной тяжело :sad: После второго прочтения, почувствовала как падает моя уверенность, в том что я правильно выбрала для себя хобби :cry:

You have no rights to post comments