Тема фотографии в контровом свете - не самая простая, поэтому при изучении ее - следует проявить максимум внимательности и вдумчивости.
Техника съемки контровом свете (контражуре) сложнее других и требует определенного навыка. Нередко фотолюбители, столкнувшись с трудностями такого вида съемок, избегают его, хотя контровое освещение значительно интереснее фронтально-диагонального. Снимки, выполненные в такой технике, имеют своеобразный световой рисунок, непохожий на обычный.
Все предметы со стороны фотоаппарата при этом затемнены, почти силуэтны и обведены по краю световым контуром. Объем предметов и протяженность объекта съемки в глубину подчеркиваются за счет многоплановости снимка: предметы на переднем плане получаются более темными по сравнению с удаленными, подсвеченными светом. Особенно благоприятны сюжеты, когда воздух наполнен легкой дымкой, тонким, полупрозрачным туманом и темные предметы кажутся окруженными сиянием по контуру.
При съемке с крупным передним планом и выразительными деталями световой контур хорошо выявляет рельеф и фактуру их поверхности. Не менее эффектны снимки зимних пейзажей, на которых также хорошо прорабатывается фактура снега и достигается иллюзия его искрящейся поверхности, сюжетов с водными поверхностями и бликами на ней.
Следует различать два вида контражура: полный контражур и боковой, в первом случае солнце находится прямо перед камерой, и предметы на снимке получаются темными, со слабой проработкой деталей, почти силуэтом. Ширина линий светового контура, возникающих вокруг предметов изображения, зависит от высоты солнца над горизонтом: чем оно ниже, тем тоньше контур и тем длинней и насыщеннее тени. При более высоком положении солнца общий контраст снижается за счет подсветки теней рассеянным светом. Во втором случае солнце находится спереди и сбоку по отношению к фотоаппарату. Угловая зона довольно широка (120—140°), и световой рисунок снимков, выполненных при таком освещении, разнообразнее.
Правильную экспозицию чаще определяют по яркости теневых участков объекта съемки, строго следя при этом, чтобы свет от ярко освещенных элементов не попадал в окно светоприемника фотоэкспонометра (а если замер производится цифровым фотоаппаратом - то следует выбрать точечный экспозамер). Если желательна лучшая проработка деталей в тенях, экспозицию увеличивают на одну ступень, если же, наоборот, хотят получить рисунок более близкий к силуэтному — уменьшают на одну ступень по сравнению с показаниями экспонометра. При этом виде съемок нельзя проводить экспонометрическое измерение по средневзвешенной яркости объекта съемки, так как в этом случае неминуема недодержка. Это положение следует учитывать владельцам автоматических и полуавтоматических камер, величину экспозиции в этом случае надо находить путем измерений с близкого расстояния яркости теневых участков объекта съемки и потом снимать с найденными экспонометрическими параметрами, отключив автоматику камеры. При известном навыке можно получать удовлетворительные результаты, используя экспокорректор. Вводимая поправка, как правило, должна быть не менее +2Ev. Определение величины экспозиции по освещенности требует большого опыте, так как при этом необходимо учитывать коэффициент отражения поверхности элементов снимаемого сюжета.
При съемках против света можно использовать различные отражающие поверхности для подсветки наиболее темных участков сюжета, особенно на переднем плане с целью снижения контраста. В ряде случаев для подсветки переднего плана можно использовать вспышку, однако при этом надо учитывать, что многие фотоаппараты со шторко-щелевыми затворами (а у зеркалок – обычно – как раз такой затвор) не могут работать со вспышкой на коротких выдержках.
При работе со вспышкой в съемках против света, величину диафрагмы сначала выбирают как обычно, без учета естественного освещения, и уменьшают экспозицию на 1 ступень при темном переднем плане и на 1,5—2 ступени — при светлом. Несколько понизить контраст изображения и тем самым улучшить проработку в тенях деталей сюжета можно с помощью смягчающих насадок на объективе в виде специальных светофильтров или сетки из капронового чулка.
Включать солнечный диск в кадр, не опасаясь возникновения рефлексов (т.е. бликов), можно в тех случаях, когда его яркость сильно понижена (не ослепляет, если смотреть на него незащищенным глазом). Это бывает при низко стоящем Солнце, а также если оно находится в туманной дымке или прикрыто полупрозрачным облаком. В других случаях нужно так выбирать точку съемки, чтобы диск солнца хотя бы частично перекрывался стволом или веткой дерева, выступающими частями здания и т. п. Если картина заката имеет красно-оранжевую окраску, следует при съемке использовать голубой светофильтр, который будет способствовать лучшей проработке наиболее ярких участков неба. Для того, чтобы изображение низко стоящего солнца на снимке выходило привычно крупным, нужно при съемке пользоваться телеобъективами. Применение с малоформатными камерами объективов с F = 135 - 250 мм обеспечивает получение изображения Солнца в соответствии с нашими представлениями о его размерах, когда оно стоит у горизонта.
Также отмечу, что если Вы фотографируете против Солнца, то использование бленды становиться очень и очень желательным, ибо иногда только бленда не дает кадру заполниться лишними бликами.
А вот очень толковый видео - урок на эту же тему. Рекомендую к просмотру!