Ни одна подземная экспедиция не обходится без фотографа. Фотография, сделанная под землей,— не только иллюстрация к отчету или украшение туристского альбома, это документ, представляющий большой интерес для специалистов различных областей науки: геологов, гидрогеологов, кристаллографов, палеонтологов и других.
Фотосъемка под землей - в пещерах, штольнях — очень сложное и интересное дело. Необычны условия работы в пещерах. Съемку приходится вести в самых невероятных положениях: пристегнувшись карабином к веревочной лестнице, когда под ногами многометровая пропасть; скорчившись на узеньком карнизе над бурлящим потоком. Надо быть очень осторожным и внимательным, чтобы уберечь аппаратуру от ударов о камни, от сырости и грязи. Нередко фотограф, увлеченный поисками выгодной точки съемки, рискует попасть в очень неприятную, даже опасную ситуацию.
Настоящая статья не претендует на подробное описание всех приемов и приспособлений, применяемых для фотосъемки в пещерах. Здесь мне хочется поделиться некоторым практическим опытом работы в пещерах, который может представить интерес для начинающего фотографа-спелеолога.
Что взять с собой - собираясь фотографировать в пещере? Минимальный набор мне представляется так: фотоаппарат (желательно - зеркалка) с возможностью ручных настроек, необходимый объектив, запасной аккумулятор (т.к. в пещерах часто бывает жутко влажно, батареи разряжаются очень быстро, внешняя вспышка с комплектом дополнительных аккумуляторов. Все это - желательно упаковать - в герметичную упаковку.
При съемке часто приходится пользоваться широкоугольным объективом. Он обладает большой глубиной резкости, что облегчает простую фокусировку. А из-за слабого освещения - возможно - придется фокусироваться вручную. Другим преимуществом широкоугольника является большой угол охвата. Это зачастую решает успех съемки, так как размеры ходов и залов не всегда позволяют отойти на достаточное расстояние, чтобы поместить в кадр весь объект.
Фотографировать в небольших залах - даже с одной вспышкой - не сложно. При съемке больших залов установить правильное освещение - чрезвычайно сложно. Например, в сухой пещере размером 30x30x20 м с белыми натеками по стенам для правильной экспозиции при диафрагме 5,6 и чувствительностью матрицы в 100iso - понадобилось около 15 вспышек мощностью 60 дж.
При определении экспозиции в подобных условиях приходится руководствоваться только практическим опытом, и на первых порах возможны большие ошибки. Так что не стесняйтесь проверять правильность экспозиции по жк экрану фотоаппарата и его гистограмме.
В условиях высокой относительной влажности воздуха возможны пробои изоляции лампы вспышки, приводящие к нарушению ее работы, быстро садятся батареи питания. Поэтому помните - что съемка в пещере - это всегда "на свой страх и риск".
Обычно первые опыты подземной фотосъемки со вспышкой причиняют фотографу немало огорчений. Передний план бывает настолько забит светом, что при печати почти не прорабатывается; люди, стоящие близко к стене, оказываются как бы приклеенными к ней короткими резкими тенями, фотография теряет объемность и выразительность. Неожиданное распределение теней в кадре сводит на нет работу фотографа.
Очень удобно проводить съемку вдвоем. Это позволяет помощнику с ведомой лампой-вспышкой - освещать объект с любой, заранее выбранной точки. Правда, часто для этого требуется две вспышки - чтобы одна работала в качестве "ведущей", а вторая - в качестве "ведомой", но выбор вспышки - это уже совсем отдельная тема...
Большой эффект дает включение в кадр дополнительного источника освещения (свечи, фонарика). При этом необходима синхронизация работы затвора и вспышки, а выдержка устанавливается 1/30 сек.
При съемке больших залов однократной вспышки оказывается недостаточно. Приходится устанавливать камеру на штатив и применять метод «блуждающего блица». Он заключается в последовательном освещении объекта несколькими вспышками с различных точек. В зависимости от размеров зала число вспышек колеблется от трех до пятнадцати-двадцати. Метод «блуждающего блица» требует некоторого навыка. Нужно внимательно следить, чтобы фигура человека с лампой-вспышкой не попадала в кадр, чтобы стены и свод освещались равномерно, без провалов. При таком методе съемки иногда возникают сдвоенные тени, которые могут испортить снимок.
Обычно съемка продолжается несколько минут. Вам понадобится фотоаппарат с возможностью мультиэкспозиции, или же можно совместить несколько фотографий - в Фотошопе :)
Если в распоряжении фотографа имеются две лампы-вспышки, одной из них подсвечивают сюжетно важную часть кадра, а второй освещают стены и потолки зала (можно прикрыть ее рассеивателем, чтобы несколько смягчить тени).
При съемке крупным планом различных кристаллических и натечных образований удобнее пользоваться зеркальной камерой, а для макросъемки мелких кристаллов хорошо иметь макро-объектив. Снимать лучше со штатива, используя для освещения комбинацию импульсной лампы и подсветку свечами.
Очень хорошо получаются фотографии ледяных натеков, снятые «на просвет».
Необходимо учитывать большое отражение света от поверхности бело-желтых натеков (если они присутствуют в Вашей пещере). В таких случаях полезно сделать несколько дублей при различных положениях источника света и нескольких значениях диафрагмы.
Фотограф должен помнить, что в случае неудачи ему далеко не всегда представится возможность снова посетить пещеру для проведения повторной съемки. Поэтому каждый интересный кадр желательно дублировать.
Наибольшую трудность представляет съемка людей в пещере. Слабое освещение затрудняет выбор характерной фазы движения, выражения лица фотографируемого. Хороший динамичный снимок в условиях пещеры — большая удача фотографа.
Некоторые "окультуренные" пещеры - имеют собственную подсветку, и ей тоже можно воспользоваться. Только выдержка должна быть побольше. Не помешает штатив или другая опора.
Перечисленные примеры далеко не исчерпывают всех возможностей подземной фотографии. Каждый уголок пещеры своеобразен и неповторим, каждая пещера требует различных технических приемов и ухищрений. Наилучшая гарантия успеха — практический опыт и непрерывные поиски новых изобразительных решений.
ps
Если Вы живете в Питере или Ленинградской области - можно посетить Саблинские пещеры, в частности - в "бесплатных" штольнях! Незабываемые впечатления - гарантированы! Правда, для начала - желательно сделать это с кем-то, кто там уже бывал :)
© По материалам журнала "Советское фото"
И маленькое видео "в тему":