Как фотографировать в пещере

Ни одна подземная экспедиция не обходится без фотографа. Фотография, сделанная под землей,— не только иллюстрация к отчету или украшение туристского альбома, это документ, представляющий большой интерес для специалистов различных областей науки: геологов, гидрогеологов, кристаллографов, палеонтологов и других.

Фотосъемка под землей - в пещерах, штольнях — очень сложное и интересное дело. Необычны условия работы в пещерах. Съемку приходится вести в самых невероятных положениях: пристегнувшись карабином к веревочной лестнице, когда под ногами многометровая пропасть; скорчившись на узеньком карнизе над бурлящим потоком. Надо быть очень осторожным и внимательным, чтобы уберечь аппаратуру от ударов о камни, от сырости и грязи. Нередко фотограф, увлеченный поисками выгодной точки съемки, рискует попасть в очень неприятную, даже опасную ситуацию.


Настоящая статья не претендует на подробное описание всех приемов и приспособлений, применяемых для фотосъемки в пещерах. Здесь мне хочется поделиться некоторым практическим опытом работы в пещерах, который может представить интерес для начинающего фотографа-спелеолога.

Что взять с собой - собираясь фотографировать в пещере? Минимальный набор мне представляется так: фотоаппарат (желательно - зеркалка) с возможностью ручных настроек, необходимый объектив, запасной аккумулятор (т.к. в пещерах часто бывает жутко влажно, батареи разряжаются очень быстро, внешняя вспышка с комплектом дополнительных аккумуляторов. Все это - желательно упаковать - в герметичную упаковку.

При съемке часто приходится пользоваться широкоугольным объективом. Он обладает большой глубиной резкости, что облегчает простую фокусировку. А из-за слабого освещения - возможно - придется фокусироваться вручную. Другим преимуществом широкоугольника является большой угол охвата. Это зачастую решает успех съемки, так как размеры ходов и залов не всегда позволяют отойти на достаточное расстояние, чтобы поместить в кадр весь объект.

Фотографировать в небольших залах - даже с одной вспышкой - не сложно. При съемке больших залов установить правильное освещение - чрезвычайно сложно.  Например, в сухой пещере размером 30x30x20 м с белыми натеками по стенам для правильной экспозиции при диафрагме 5,6 и чувствительностью матрицы в 100iso - понадобилось около 15 вспышек мощностью 60 дж.

При определении экспозиции в подобных условиях приходится руководствоваться только практическим опытом, и на первых порах возможны большие ошибки. Так что не стесняйтесь проверять правильность экспозиции по жк экрану фотоаппарата и его гистограмме.

В условиях высокой относительной влажности воздуха возможны пробои изоляции лампы вспышки, приводящие к нарушению ее работы, быстро садятся батареи питания. Поэтому помните - что съемка в пещере - это всегда "на свой страх и риск".

Обычно первые опыты подземной фотосъемки со вспышкой причиняют фотографу немало огорчений. Передний план бывает настолько забит светом, что при печати почти не прорабатывается; люди, стоящие близко к стене, оказываются как бы приклеенными к ней короткими резкими тенями, фотография теряет объемность и выразительность. Неожиданное распределение теней в кадре сводит на нет работу фотографа. 

Очень удобно проводить съемку вдвоем. Это позволяет помощнику с ведомой лампой-вспышкой - освещать объект с любой, заранее выбранной точки. Правда, часто для этого требуется две вспышки - чтобы одна работала в качестве "ведущей", а вторая - в качестве "ведомой", но выбор вспышки - это уже совсем отдельная тема...

Большой эффект дает включение в кадр дополнительного источника освещения (свечи, фонарика). При этом необходима синхронизация работы затвора и вспышки, а выдержка устанавливается 1/30 сек. 

При съемке больших залов однократной вспышки оказывается недостаточно. Приходится устанавливать камеру на штатив и применять метод «блуждающего блица». Он заключается в последовательном освещении объекта несколькими вспышками с различных точек. В зависимости от размеров зала число вспышек колеблется от трех до пятнадцати-двадцати. Метод «блуждающего блица» требует некоторого навыка. Нужно внимательно следить, чтобы фигура человека с лампой-вспышкой не попадала в кадр, чтобы стены и свод освещались равномерно, без провалов. При таком методе съемки иногда возникают сдвоенные тени, которые могут испортить снимок.

Большой зал пешеры. Разноцветные вспышки. Some rights reserved by archer10 (Dennis)Большой зал пещеры. Разноцветная подсветка. Some rights reserved by archer10 (Dennis)

Обычно съемка продолжается несколько минут. Вам понадобится фотоаппарат с возможностью мультиэкспозиции, или же можно совместить несколько фотографий - в Фотошопе :)

Если в распоряжении фотографа имеются две лампы-вспышки, одной из них подсвечивают сюжетно важную часть кадра, а второй освещают стены и потолки зала (можно прикрыть ее рассеивателем, чтобы несколько смягчить тени).

При съемке крупным планом различных кристаллических и натечных образований удобнее пользоваться зеркальной камерой, а для макросъемки мелких кристаллов хорошо иметь макро-объектив. Снимать лучше со штатива, используя для освещения комбинацию импульсной лампы и подсветку свечами.

Очень хорошо получаются фотографии ледяных натеков, снятые «на просвет».

Ледяные натеки в ледяной пещере. Some rights reserved by samovoran5Ледяные натеки в ледяной пещере. Some rights reserved by samovoran5

Необходимо учитывать большое отражение света от поверхности бело-желтых натеков (если они присутствуют в Вашей пещере). В таких случаях полезно сделать несколько дублей при различных положениях источника света и нескольких значениях диафрагмы.

Фотограф должен помнить, что в случае неудачи ему далеко не всегда представится возможность снова посетить пещеру для проведения повторной съемки. Поэтому каждый интересный кадр желательно дублировать.

Наибольшую трудность представляет съемка людей в пещере. Слабое освещение затрудняет выбор характерной фазы движения, выражения лица фотографируемого. Хороший динамичный снимок в условиях пещеры — большая удача фотографа.

Некоторые "окультуренные" пещеры - имеют собственную подсветку, и ей тоже можно воспользоваться. Только выдержка должна быть побольше. Не помешает штатив или другая опора.

В пещере. Some rights reserved by DystoposВ пещере. Фотография. Some rights reserved by Dystopos

Перечисленные примеры далеко не исчерпывают всех возможностей подземной фотографии. Каждый уголок пещеры своеобразен и неповторим, каждая пещера требует различных технических приемов и ухищрений. Наилучшая гарантия успеха — практический опыт и непрерывные поиски новых изобразительных решений.

ps

Если Вы живете в Питере или Ленинградской области - можно посетить Саблинские пещеры, в частности - в "бесплатных" штольнях! Незабываемые впечатления - гарантированы! Правда, для начала - желательно сделать это с кем-то, кто там уже бывал :)

В Саблинских пещерах. Самый банальный вариант снимка - со встроенной вспышкой. Фотограф: Карпин АнтонВ Саблинских пещерах. Самый банальный вариант фотографии - со встроенной вспышкой. Правда - очень широкоугольным объективом. Фотограф: Карпин Антон.

© По материалам журнала "Советское фото"

И маленькое видео "в тему":

 

You have no rights to post comments