Композиция - в переводе с латыни - означает "сочетание". Имеется в виду - сочетание различных элементов изображения / фотографии или даже какой либо местности. В хорошей композиции - все элементы сочетаются предельно правильно, и соответственно - красиво.
Элементы можно разделить - в соответствии с их свойствами. (Надо заметить, что иногда - к элементам композиции - применяют название "пространственные формы".) В мире изобразительного искусства, чаще всего выделяются следующие свойства элементов: свойства линии контура (прямолинейная или же линии изогнуты), форма (объемная, линейная), размер и объем, текстура и фактура, цвет, светотень.
Свойства линии контура, или "линейность". Любой элемент композиции - может иметь либо прямолинейные контуры, либо округлые, либо их сочетания. |
Форма. Она может быть "объемной" - если геометрические измерения данного объекта примерно равны (например - квадрат или круг или шар), а также - линейной, если преобладает какое-то одно измерение (например - длинный прямоугольник). Может быть и "плоскостным" - если трехмерный объект "приплюснут" только по одной из трех осей координат. |
Размер и объем. Размер на изображении - относителен. Обычно - он определяется методом сравнения с элементами композиции - заведомо известной формы. Объем на изображении - часто иллюзориен - однако он может повлиять на воспринимаемую массу элемента изображения.
|
Текстура и фактура. Фактура - рисунок на поверхности элемента - обусловленный материалом (например характерные полосы - фактура дерева). Текстура - рельеф элемента композиции, чаще всего он говорит о характере обработки элемента, или о том - что материал не обработан. |
Светотень. Светлые и темные участки на поверхности элемента. Помогают лучше определить - форму и объем элемента. |
Цвет. Собственно - способность элемента - отражать лучи света - особого спектра (цвета)... Цвета могут иметь различную насыщенность, различные оттенки - что также позволяет лучше идентифицировать объект. |
Еще один нюанс... о изображениях на плоскости. Если изображение представляет собой - совершенно двумерный силуэт, то все равно часто возникает иллюзия трехмерного пространства - как будто черный объект (силуэт) находится выше чем его фон - который может восприниматься отделенным от основного изображения и как будто отдаленным на значительное расстояние! Такой фон в данном случае - будет называться контрформой.
В заключении статьи, следует отметить, что автор не ставил перед собой задачи - преподнести знания о композиции в "академической" ее форме, а главным образом пытался наиболее простым и понятным способом - разъяснить суть рассматриваемого вопроса, поэтому информация, представленная в ней, может несколько отличаться от той, что преподается, например, в высших учебных заведениях.