Форма в художественной композиции, баланс форм

Форма, обычно, бывает образована - какой либо линией. Но бывают и формы - образованные какими либо объектами, например - пятно света также имеет свою форму. Или, например - округлая клумба - вполне очевидно - имеет форму круга. Бывает и так, что наш мозг ищет и находит определенные формы, образы, даже в самых неожиданный объектах, формы которых могут быть очень переменчивы. Например - в облаках или в языках пламени

В предыдущей статье мы показали, что линии могут быть как реальными, так и умозрительными - виртуальными. То же самое можно сказать и о формах. Вспомним, например, умозрительные формы, созданные всего несколькими точками!


"Вес" формы, влияние размера и тона

Если два изображения будут иметь примерно одинаковый размер и тоновую окраску, то мозг человека будет воспринимать их - как 2 объекта одинакового веса, они будут сбалансированы.

Но если одной из форм придать более темный цвет, или большей размер - то она будет смотреться - как более "тяжелая". Равновесие в кадре - рассыпается. И наоборот - уменьшение реального размера формы, или придание ей более светлых тонов - приводит к тому, что форма становится визуально более легкой.

Равновесие в композиции. На иллюстрации Вы можете видеть, как формы - меняя тон и размер - меняют и свой визуальный вес. Иллюстрация из книги А. Лапина "Фотография как..."Равновесие в композиции из различных форм.
На иллюстрации Вы можете видеть, как формы - меняя тон и размер - меняют и свой визуальный вес.
Иллюстрация из книги А. Лапина "Фотография как..."
 

И сами очертания формы, и ее тон, и текстура, и структура - все это играет свою роль в том, какой визуальный вес - наше сознание присвоит этой форме.

Положение формы в пространстве изображения - также имеет значение. Чем ниже расположена форма на изображении - тем, обычно, она кажется более близкой к нам, более весомой.

Баланс форм

Естественная функция сознания (или может быть, даже - подсознания) - это поиск баланса в изображении. Баланс может быть статическим или динамическим.

Статический баланс чаще всего присущ симметричным изображениям. На фотографии или картине с подобной полностью уравновешенной композицией - может быть приятно посмотреть, они как бы успокаивают. Но при этом - разумеется - совершенно не динамичны, лишены некой "изюминки".

Динамический баланс устанавливается тогда, когда объектам разной визуальной массы все же придается некое равновесие с помощью, например, того - что один или несколько объектов в композиции будет расположен в активной точке изображения, или ближе к краю изображения.

Статический и динамический баланс. И шары и квадраты - уравновешены, но разными способами - в связи с тем, что имеют равные свойства. Подобная композиция называется "весы". Статический и динамический баланс между формами.
И шары и квадраты - уравновешены, но разными способами - в связи с тем, что имеют равные свойства.
Подобное взаимодействие объектов в кадре, подобная композиция - называется "весы".

Рассказывая о формах, нельзя не упомянуть о контрформах, но о них мы уже рассказали в статье о формальных элементах композиции.

Форма, образованная линиями, цветовыми флуктуациями, областями определенной структуры - обычно выглядит плоской. Но существуют и объемные формы. Дли придание форме объема - применяется игра света и тени.

Силуэты в этом кадре - кажутся нам плоскими, не смотря на то, что в кадре - настоящие люди. Дело в том, что будучи подсвечены сзади - люди превратились в настоящие тени, а тени, нами всегда воспринимаются как плоские объекты. Фотограф: Карпин Антон.Силуэты в этом кадре - кажутся нам плоскими, не смотря на то, что в кадре - настоящие люди.
Дело в том, что будучи подсвечены сзади - люди превратились в настоящие тени, а тени, нами всегда воспринимаются как плоские объекты.
Фотограф: Карпин Антон.

Наше подсознание хорошо помнит - как выглядит объемный объект - освещенный, например, с боку, и если видит нечто подобное на изображении - воспринимает соответствующую форму - как объемную. Причем различное освещение может создать различное настроение у зрителя. Если свет освещает форму под углом близким к 90 градусам, человек будет ассоциировать его с горячим полуднем. А если с низкой точки - то такой свет скорее всего будет ассоциироваться с предзакатным спокойствием.

ps
    Иногда, вместо термина "форма", можно употребить слово "объект", но объектом может быть и линия, и точка. А в данной статье мы разделяем эти понятия.

 

You have no rights to post comments