Активная точка в композиции
Вообще - точкой принято называть бесконечно малый объект, или объект - размеры которого пренебрежительно малы. На фотографии - такой точкой будет являться точка светочувствительного элемента фотоаппарата - из этих точек и состоит фотография. Однако - есть еще одна разновидность "точек"...
Однако - есть еще одна разновидность "точек". "Активная точка" - так, обычно, называется объект или область изображения, на которой сходятся "активные линии" изображения (или выделенный другими выразительными средствами), объект - который более всего притягивает взгляд зрителя. Фактически, это то же, что А.И. Лапин (да и многие люди, преподающие композицию) - в своей книге "Фотография как...", называет композиционным центром, отделяя его от смыслового центра фотографии. Правда, вопрос терминологии здесь довольно тонок - ибо композиционный центр фотографии может приходиться и на "пустое" место.
Вообще-то любой небольшой объект в кадре - может стать его активной точкой. Конечно, и галечный пляж состоит из своеобразных точек, но то - совсем другое дело, сами по себе - они не привлекают внимания зрителя, не становятся "активными". Зато представьте себе одинокий камушек в бескрайнем снежном поле - он сразу привлечет Ваше внимание! Изоляция одного предмета от массы - верный прием, применяемый для того, чтобы обратить на него внимание!
У больших объектов, находящихся в кадре - может быть то, что воспринимается как "центр тяжести", или "визуальный центр", эта точка - также является своеобразной "активной точкой". Например - у круга - это центр, даже если никакой точки в нем не нарисовано. Визуальный центр определить проще простого - если фигура закрашено монотонно. Но попробуем раскрасить наш круг - иначе, поманипулируем его текстурой и цветами. Как видим - теперь "центр тяжести" круга переместился в область - расположенную ближе к краю.
От того - как Вы разместите активные точки в своем кадре, во многом будет зависеть то, как зритель "прочитает" - этот кадр!
Обычно - чем ближе объект смещен к нижнему краю кадра - тем он воспринимается более близким, и более устойчивым и недвижимым, так как имеет визуальную опору в виде края кадра.
Редко когда на фотографии - можно увидеть всего одну активную точку на однородном фоне, обычно - это выглядит не слишком-то красиво. Активные точки в кадре - как правило взаимодействуют с фоном, и концентрируются в определенной фотографом части кадра, помогая обратить внимание на ключевые моменты в данном кадре.
Виртуальная (оптическая) активная линия
Теперь введем в изображение вторую активную точку, и увидим - что между двумя точками установилась некая визуальная связь. Они связаны "виртуальной" линией, часто в англоязычной литературе - называемой 'оптической' линией. В композиции виртуальные линии столь же Важны как фактические линии, и даже, быть может, еще важнее! Ведь виртуальная линия - всегда является активной линией изображения - то есть по этой линии взгляд активно перемещается.
Виртуальная линия также имеет и угол направления, как если бы это была реальная линия. Этот угол будет зависеть от взаиморасположения активных точек изображения.
Появление виртуальной линии между двумя объектами, говорит еще и о том, что мы сталкиваемся с эффектом "весов" - взгляд будет неутомимо перемещаться между этими двумя точками, делая сравнения, "взвешивая" эти активные точки. Эта тенденция усилится, если две точки будут в чем либо подобны - например в цвете или форме. Если такой эффект бывает нежелателен, вторую активную точку следует вывести за пределы кадра (даже после съемки - с помощью кадрирования), или как-либо ослабить, например - вывести за пределы ГРИП.
В зависимости от того, насколько близки друг к другу две точки в кадре, зритель вынужден сделать предположения об их взаимоотношениях. Если две точки будут расположены на большом расстоянии, обособленно друг от друга, то изображение будет прочитано иначе, чем если бы те же самые две точки были помещены близко друг к другу в нижнем углу кадра.
Самая сильная виртуальная линия в любом изображении - сосредоточенный человеческий взгляд. Все мы склонны смотреть туда - куда смотрят другие люди, это обусловлено инстинктом самосохранения, и к тому же удовлетворяет чувство нашего любопытства. Если Вы смотрите на двойной портрет, в котором люди пристально смотрят друг на друга - то отношение между этими людьми - композиционно не отличается от отношения обыкновенных активных точек изображения - между ними появляется та же ярко выраженная виртуальная (оптическая) линия.
Группы активных точек
Также, как две точки связаны воображаемой оптической линией, мы линиями соединятся и три, и 4 объекта картины. Причем соединятся, скорее всего - образовав какую-либо замкнутую фигуру! Этот эффект известен психологам.
Важно, продумывая композицию кадра фотографии или картины - не забывать виртуальных линиях, о фигурах - которые получаются благодаря им. Три камня на однотонном фоне - наш мозг превратит в треугольник!
Причем, в зависимости от того, как расположен этот треугольник относительно краев изображения - он может казаться либо устойчивым, либо - "не очень". Перевернутый треугольник безнадежно неустойчив, в то время как треугольник - как бы прислонившийся нижней широкой стороной на основание картинки - будет визуально устойчив. Если мы поместим 4 точки на однородном фоне - получим четырехугольник... И он также может выглядеть устойчивым, или неустойчивым.
Группы каких либо объектов мозг всегда стремиться воспринять как некий новый объект.
Если новый образ сформированный группой объектов - кажется неустойчивым, то и изображение будет казаться не спокойным, напряженным, иногда - "динамичным". Если расположение точек будет давать сформирует иллюзию устойчивой фигуры, то и изображение в целом можно считать уравновешенным, спокойным. Когда Вы компонуете изображений с несколькими объектами, способными играть роль активных точек - пейзаж или натюрморт - обратите внимание на то, как сгруппированы эти объекты в кадре, и хотите ли Вы использовать их, чтобы создать ощущение напряженности или спокойствия в кадре.
На практике - одна из самых трудных задач при съемке натюрморта - задача продемонстрировать естественность расположения предметов в кадре. Экспериментируя с горсткой фишек, Вы обнаружите - что рано или поздно попытаетесь создать более или менее естественную картину. Трудно достигнуть по-настоящему "случайного", естественно выглядящего взаимодействия элементов кадра.
Под конец статьи, в качестве полезного совета, добавим - что для придания "натуральности", "естественности" в композиции - рекомендуется использовать нечетное число активных точек.
ps
Обсудить статью можно в комментариях!