Творческое видение объекта

Многие начинающие фотолюбители ошибочно полагают, что достаточно приобрести хороший фотоаппарат, ценою подороже, с разнообразной оптикой и принадлежностями, научить­ся грамотно обращаться с аппаратурой — и получе­ние произведений фотографического искусства обеспечено.

Это далеко не так. Обычно критически настро­енный начинающий фотолюбитель, получив пер­вый отпечаток, испытывает глубокое разочарова­ние. Снимок оказался не таким, как хотелось фото­графу: в одном случае второстепенные детали вы­ступили на передний план, заслонив главное в кад­ре; в другом — соотношение света и теней не по­лучилось таким, каким оно казалось в действитель­ности; в третьем — предметы как бы налезли один на другой и, образовав какой-то беспорядок, за­труднили восприятие кадра. Словом, на снимке изображено совсем не то, что ожидал увидеть автор.


Основная причина таких неудач — отсутствие мастерства, неумение владеть специфическими изо­бразительными средствами фотографического ис­кусства. Начинающий фотограф предварительно не сумел увидеть основное содержание и форму фото­графируемого объекта, недостаточно вдумчиво по­дошел к выполнению своей задачи. Одним из мо­ментов, сопутствующих приобретению такого ма­стерства, является умение видеть объект съемки по-фотографически. Об атом мы и хотим поговорить с фотолюбителями, поде­литься своим опытом.

Нельзя согласиться с мнением тех художников- живописцев, которые считают, что равнодушное "смотрение" на жизнь является специфической особенностью фотографии. Так говорил, например, И. Серебряный в своем докладе на Первом Все­союзном съезде советских художников. Авторы та­ких высказываний, очевидно, не знают того, что от мастера фотографического искусства требуется, быть может, даже более внимательное всматрива­ние в окружающую его природу и жизнь, чем от художннка-жнвописца. И вот почему.

Нельзя согласиться с мнением тех художников- живописцев, которые считают, что равнодушное "смотрение" на жизнь является специфической особенностью фотографии. Нельзя согласиться с мнением тех художников- живописцев, которые считают, что равнодушное "смотрение" на жизнь является специфической особенностью фотографии.
© Фотограф: Карпин Антон. 

В противоположность живописцу, который мо­жет компоновать свои картины постепенно, по ста­диям, исподволь, продумывая и переживая каж­дый свой следующий творческий шаг, фотограф в своей работе ограничен многими специфическими возможностями фотографии:

а)         объектив фотоаппарата точно запечатлевает на снимке все то, что находилось перед ним;

б)         снимок получается не в результате стадий­ного и постепенного, а в результате мгновенного и однократного отображения действительности;

в)         в монохромной (черно-белой) фотографии оттенки окраски предметов передаются условно, а в цветной - часто просто не точно;

г)         наконец — этот момент общий для всех изо­бразительных искусств на плоскости — непосред­ственная передача пространства исключена.

Наравне с другими деятелями изобразительных искусств, фотолюбитель должен самым вниматель­ным образом всматриваться в окружающий его мир. Он должен помнить, что ближайшей причиной мно­гих его творческих неудач является как раз неуме­ние «видеть объект», то есть рассматривать его с необходимой сосредоточенностью, критически, учи­тывая и характер сюжета, и возможное построение кадра, и условия освещения, и наличие у фотографа технических средств. Если фотограф, прежде чем он нажмет рычажок затвора, не проявит такого внимательного отношения к объекту, который он собирается фотографировать, то результаты обычно оказываются в большей или меньшей степени не­удачными, разочаровывающими и автора и зри­телей.

Что же нужно иметь в виду любителю, на что ему следует обращать внимание, чтобы научиться правильно «видеть» фотографируемый объект?

Прежде всего следует помнить, что «умение видеть» теснейшим образом связано с композицией кадра, с умением построить его так, чтобы он наи­более выразительно раскрывал сюжет, основную идею. Поэтому фотограф, намеревающийся с помощью своих специфических средств создавать картины высокого смысла и художественного со­держания, раньше чем приступать к съемке интере­сующего его объекта, должен постараться как следует рассмотреть его в целом и деталях. Он должен увидеть, что именно в данном сюжете яв­ляется главным, а что — второстепенным, менее существенным, и что, наконец, является лишним, ме­шающим или противоречащим ему, отвлекающим внимание от основного в содержании кадра. При­ступая к такому внимательному и критическому рассматриванию объекта, фотограф начинает, в сущ­ности, работу по компоновке своей будущей кар­тины.

Такому зрительному анализу сюжета, выявле­нию основного в нем, его внутренних связей и про­тиворечий помогает, во-первых, рассматрива­ние и оценка фотографируемого объекта с разных точек съемки: ближе или дальше, правее или левее, выше или ниже. При одних поло­жениях фотографа главные сюжетно важные эле­менты могут отчетливо выделиться в кадре, при других — они скрываются за второстепенными де­талями кадра, заслоняющими главное содержание данного снимка.

Во-вторых, из всего пространства, которое на­ходится перед ним, фотограф должен уметь «вы­резать», то есть выделить определенную его часть, ограниченную горизонтальным или вертикальным прямоугольником кадра, на которой впоследствии должно сосредоточиться внимание зрителя.

Вычленению такого кадра существенно помо­гает рассматривание объекта съемки через видоиска­тель камеры, либо по матовому стеклу, либо через специальный искатель.

Фотограф должен считаться с реальной воз­можностью запечатлеть при помощи своей камеры лишь некоторый «вырез» из окружающего нас мира; все остальное остается за кадром и не дол­жно отвлекать внимание фотографа. Поэтому он, выделяя из находящегося перед ним мира какой-то «кадр», должен заранее поставить себя в положе­ние зрителя, рассматривающего будущую работу, и компоновать ее, в отношении содержания и объема, в соответствии с техническими средствами, имею­щимися в его распоряжении.

В третих, нужно обратить особое внимание фотографа на один из существеннейших моментов, обусловливающих разницу в том, как мы воспри­нимаем природу и плоскую фотографическую (и всякую другую) картину. Нормально окружающую нас природу мы воспринимаем «бинокулярно», то есть двумя глазами одновременно. Такое восприя­тие дает нам возможность видеть окружающие нас предметы в трех измерениях и таким образом непо­средственно ощущать пространство, которое окру­жает эти предметы, воспринимать их телесные фор­мы и фактуру, непосредственно осознавать и до некоторой степени оценивать их удаление от места наблюдения и пространственные связи между собой.

Иное получается, когда проекции предметов с помощью объектива перенесены на плоскость кар­тины. Здесь в значительной степени выпадают не­посредственные ощущения телесности и взаиморас­положения в пространстве изображаемых предме­тов. Только на основании ряда косвенных призна­ков и ассоциаций мы можем в большей или мень­шей степени представить себе при рассматривании плоской картины ее пространственное построение и глубину, то есть ее третье измерение.

Разница между бинокулярным восприятием окружающего нас мира и восприятием и передачей его объективом фотокамеры часто недооценивает­ся или упускается из виду. Сплошь и рядом даже опытные фотографы, с восхищением рассматрива­ющие многоплановый пространственный объект, сфотографировав его, испытывают огорчение. Мно­жественность предметов в разных планах, налеза­ющих друг на друга в плоскости картины, создает впечатление пестроты, в особенности если формы и тональная передача предметов мало отличают их друг от друга.

Чтобы избежать последующих разочарований в этом направлении, фотограф должен пред­варительно посмотреть на интересу­ющий его объект одним глазом. Впе­чатление пространственности при этом исчезает и получается возможность оценить и проверить, как отдельные предметы и планы спроецируются на плоскость будущей фотографической картины. Ви­доискатель и тут существенно помогает делу, по­скольку рассматривание через него ведется обычно одним глазом.

Все перечисленные выше моменты фотографу всегда следует иметь в виду, если он желает на­учиться видеть окружающую его природу и жизнь по-фотографически, то есть с точки зрения полу­чения выразительного фотографического изображе­ния.

© П. ЗИМИН, кандидат искусствоведения, Советское Фото №5 1958

ps

Надеюсь, что наши фотоуроки помогут Вам усовершенствовать Ваше творческое видение :)

 

You have no rights to post comments