Многие начинающие фотолюбители ошибочно полагают, что достаточно приобрести хороший фотоаппарат, ценою подороже, с разнообразной оптикой и принадлежностями, научиться грамотно обращаться с аппаратурой — и получение произведений фотографического искусства обеспечено.
Это далеко не так. Обычно критически настроенный начинающий фотолюбитель, получив первый отпечаток, испытывает глубокое разочарование. Снимок оказался не таким, как хотелось фотографу: в одном случае второстепенные детали выступили на передний план, заслонив главное в кадре; в другом — соотношение света и теней не получилось таким, каким оно казалось в действительности; в третьем — предметы как бы налезли один на другой и, образовав какой-то беспорядок, затруднили восприятие кадра. Словом, на снимке изображено совсем не то, что ожидал увидеть автор.
Основная причина таких неудач — отсутствие мастерства, неумение владеть специфическими изобразительными средствами фотографического искусства. Начинающий фотограф предварительно не сумел увидеть основное содержание и форму фотографируемого объекта, недостаточно вдумчиво подошел к выполнению своей задачи. Одним из моментов, сопутствующих приобретению такого мастерства, является умение видеть объект съемки по-фотографически. Об атом мы и хотим поговорить с фотолюбителями, поделиться своим опытом.
Нельзя согласиться с мнением тех художников- живописцев, которые считают, что равнодушное "смотрение" на жизнь является специфической особенностью фотографии. Так говорил, например, И. Серебряный в своем докладе на Первом Всесоюзном съезде советских художников. Авторы таких высказываний, очевидно, не знают того, что от мастера фотографического искусства требуется, быть может, даже более внимательное всматривание в окружающую его природу и жизнь, чем от художннка-жнвописца. И вот почему.
В противоположность живописцу, который может компоновать свои картины постепенно, по стадиям, исподволь, продумывая и переживая каждый свой следующий творческий шаг, фотограф в своей работе ограничен многими специфическими возможностями фотографии:
а) объектив фотоаппарата точно запечатлевает на снимке все то, что находилось перед ним;
б) снимок получается не в результате стадийного и постепенного, а в результате мгновенного и однократного отображения действительности;
в) в монохромной (черно-белой) фотографии оттенки окраски предметов передаются условно, а в цветной - часто просто не точно;
г) наконец — этот момент общий для всех изобразительных искусств на плоскости — непосредственная передача пространства исключена.
Наравне с другими деятелями изобразительных искусств, фотолюбитель должен самым внимательным образом всматриваться в окружающий его мир. Он должен помнить, что ближайшей причиной многих его творческих неудач является как раз неумение «видеть объект», то есть рассматривать его с необходимой сосредоточенностью, критически, учитывая и характер сюжета, и возможное построение кадра, и условия освещения, и наличие у фотографа технических средств. Если фотограф, прежде чем он нажмет рычажок затвора, не проявит такого внимательного отношения к объекту, который он собирается фотографировать, то результаты обычно оказываются в большей или меньшей степени неудачными, разочаровывающими и автора и зрителей.
Что же нужно иметь в виду любителю, на что ему следует обращать внимание, чтобы научиться правильно «видеть» фотографируемый объект?
Прежде всего следует помнить, что «умение видеть» теснейшим образом связано с композицией кадра, с умением построить его так, чтобы он наиболее выразительно раскрывал сюжет, основную идею. Поэтому фотограф, намеревающийся с помощью своих специфических средств создавать картины высокого смысла и художественного содержания, раньше чем приступать к съемке интересующего его объекта, должен постараться как следует рассмотреть его в целом и деталях. Он должен увидеть, что именно в данном сюжете является главным, а что — второстепенным, менее существенным, и что, наконец, является лишним, мешающим или противоречащим ему, отвлекающим внимание от основного в содержании кадра. Приступая к такому внимательному и критическому рассматриванию объекта, фотограф начинает, в сущности, работу по компоновке своей будущей картины.
Такому зрительному анализу сюжета, выявлению основного в нем, его внутренних связей и противоречий помогает, во-первых, рассматривание и оценка фотографируемого объекта с разных точек съемки: ближе или дальше, правее или левее, выше или ниже. При одних положениях фотографа главные сюжетно важные элементы могут отчетливо выделиться в кадре, при других — они скрываются за второстепенными деталями кадра, заслоняющими главное содержание данного снимка.
Во-вторых, из всего пространства, которое находится перед ним, фотограф должен уметь «вырезать», то есть выделить определенную его часть, ограниченную горизонтальным или вертикальным прямоугольником кадра, на которой впоследствии должно сосредоточиться внимание зрителя.
Вычленению такого кадра существенно помогает рассматривание объекта съемки через видоискатель камеры, либо по матовому стеклу, либо через специальный искатель.
Фотограф должен считаться с реальной возможностью запечатлеть при помощи своей камеры лишь некоторый «вырез» из окружающего нас мира; все остальное остается за кадром и не должно отвлекать внимание фотографа. Поэтому он, выделяя из находящегося перед ним мира какой-то «кадр», должен заранее поставить себя в положение зрителя, рассматривающего будущую работу, и компоновать ее, в отношении содержания и объема, в соответствии с техническими средствами, имеющимися в его распоряжении.
В третих, нужно обратить особое внимание фотографа на один из существеннейших моментов, обусловливающих разницу в том, как мы воспринимаем природу и плоскую фотографическую (и всякую другую) картину. Нормально окружающую нас природу мы воспринимаем «бинокулярно», то есть двумя глазами одновременно. Такое восприятие дает нам возможность видеть окружающие нас предметы в трех измерениях и таким образом непосредственно ощущать пространство, которое окружает эти предметы, воспринимать их телесные формы и фактуру, непосредственно осознавать и до некоторой степени оценивать их удаление от места наблюдения и пространственные связи между собой.
Иное получается, когда проекции предметов с помощью объектива перенесены на плоскость картины. Здесь в значительной степени выпадают непосредственные ощущения телесности и взаиморасположения в пространстве изображаемых предметов. Только на основании ряда косвенных признаков и ассоциаций мы можем в большей или меньшей степени представить себе при рассматривании плоской картины ее пространственное построение и глубину, то есть ее третье измерение.
Разница между бинокулярным восприятием окружающего нас мира и восприятием и передачей его объективом фотокамеры часто недооценивается или упускается из виду. Сплошь и рядом даже опытные фотографы, с восхищением рассматривающие многоплановый пространственный объект, сфотографировав его, испытывают огорчение. Множественность предметов в разных планах, налезающих друг на друга в плоскости картины, создает впечатление пестроты, в особенности если формы и тональная передача предметов мало отличают их друг от друга.
Чтобы избежать последующих разочарований в этом направлении, фотограф должен предварительно посмотреть на интересующий его объект одним глазом. Впечатление пространственности при этом исчезает и получается возможность оценить и проверить, как отдельные предметы и планы спроецируются на плоскость будущей фотографической картины. Видоискатель и тут существенно помогает делу, поскольку рассматривание через него ведется обычно одним глазом.
Все перечисленные выше моменты фотографу всегда следует иметь в виду, если он желает научиться видеть окружающую его природу и жизнь по-фотографически, то есть с точки зрения получения выразительного фотографического изображения.
© П. ЗИМИН, кандидат искусствоведения, Советское Фото №5 1958
ps
Надеюсь, что наши фотоуроки помогут Вам усовершенствовать Ваше творческое видение :)