О социалистическом реализме в искусстве и литературе

Вниманию всех интересующихся предлагается статья о социалистическом реализме, в частности - о соцреализме и фотографии. Автор - кандидат философских наук А. Зись, статья 1957 года, так что Вы сможете взглянуть на социалистический реализм - воистину "изнутри" эпохи этого художественного метода.

***


 Ярким свидетельством громадной заботы Коммунистической партии о судьбах советского искусства явилось опубликование стенограммы выступлений Н. С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа». В этом важнейшем партийном документе советские художники нашли ответ на наиболее насущные вопросы творчества. В этом документе глубоко обоснованы такие важные вопросы, как связь художественного творчества с жизнью народа, общественное назначение искусства при социализме, ленинский принцип партийности искусства, его единства с народностью, принципы партийного руководства искусством. Обоснованием этих вопросов раскрываются существенные стороны социалистического реализма как творческого метода нашего искусства, указывается главная линия развития литературы и искусства в советском обществе. «А главная линия развития,— говорит Н. С. Хрущев,— состоит в том, чтобы литература и искусство были всегда неразрывно связаны с жизнью народа, правдиво отображали богатство и многообразие нашей социалистической действительности, ярко и убедительно показывали великую преобразовательную деятельность советского народа, благородство его стремлений и целей, высокие моральные качества. Высшее общественное назначение литературы и искусства — поднимать народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма».

 Фотолюбитель М. КАПЛУНОВ	Струна лопнула Камера «ФЭД-2; Индустар-22; 1 : 3,5/50 мм; диафрагма 5,6; изопанхром 45 ед. ГОСТа; июль, 15 час. 1/50 сек. Социалистический реализм в искусстве. Фотолюбитель М. КАПЛУНОВ.
"Струна лопнула", Камера «ФЭД-2; Индустар-22; 1 : 3,5/50 мм; диафрагма 5,6; изопанхром 45 ед. ГОСТа; июль, 15 час. 1/50 сек.

Указывая главное направление развития советского искусства, вскрывая серьезные недостатки и ошибки, допущенные в творчестве отдельных наших писателей и художников в последнее время, партия оказывает огромную помощь деятелям нашего искусства в дальнейшем овладении методом социалистического реализма.

У всех еще свежи в памяти многочисленные творческие дискуссии, развернувшиеся после XX съезда КПСС среди деятелей советского искусства. На этих дискуссиях, привлекших внимание широких кругов нашей общественности, вопросы социалистического реализма занимали центральное место. И это понятно. На основе творческих принципов социалистического реализма было создано большое количество прекрасных художественных произведений в различных видах нашего искусства. И дальнейшее развитие советского искусства требует от наших художников глубокого овладения этим методом. Вполне понятно поэтому стремление деятелей искусства и литературы как можно глубже осмыслить сущность метода социалистического реализма, выявить требования, предъявляемые им к художнику.

Вопросы эти приобрели особый интерес в известной мере еще и потому, что в последнее время со стороны иных маловеров в некоторых странах принципы социалистического реализма стали подвергаться всевозможным нападкам. Некоторые литературные критики, как это сделали, например, в Польше Теплиц и Ян Котт, стали утверждать, будто социалистический реализм — это чуть ли не надуманное И. В. Сталиным понятие, ставшее даже якобы помехой в развитии советского искусства. Ничего нет более вздорного и глубоко порочного, чем подобные представления о советском искусстве. Нельзя забывать, что социалистический реализм — это не только эстетическая теория, но и прежде всего сама творческая практика. В творческой практике советского искусства социалистический реализм сложился задолго до того, как И. В. Сталиным в 1932 году было теоретически сформулировано это понятие. И в том, что им были обобщены творческие принципы нашего искусства, состоит не его ошибка, а заслуга. Нельзя забывать, что до 1932 года были созданы гениальные произведения основоположника социалистического реализма А. М. Горького, прозвучал могучий поэтический голос Вл. Маяковского, выросла новая советская литература, утверждался социалистический реализм в изобразительном искусстве, в том числе в творчестве таких маститых художников, как Касаткин и Архипов. До 1932 года поставил Художественный театр «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, Малый театр — «Любовь Яровую» К. Тренева, театр им. Евг. Вахтангова — «Разлом» Б. Лавренева — спектакли, явившиеся яркой и значительной вехой на пути формирования искусства социалистического реализма в театре.

Уместно вспомнить: в 20 -е годы в нашем искусствоведении шли поиски понятия,
которым были бы определены характерные черты нашего искусства. Это занятие было отнюдь не праздным, так как создававшееся в те годы молодое советское искусство уже тогда не укладывалось в рамки какого бы то ни было ранее существовавшего творческого направления. Некоторые искусствоведы считали тогда целесообразным определить советское искусство понятием «пролетарский реализм». Но это предложение было явно неудачным. Оно как бы указывало на прямую связь художника с его принадлежностью к рабочему классу. Формула «пролетарский реализм» могла на деле лишь только мешать многим художникам перейти на позиции пролетариата, и она оказалась отброшенной самой жизнью.

Другие критики считали, что наше искусство всего вернее было бы назвать «монументальным реализмом» или «героическим реализмом». Наша эпоха, говорили они, является героической, и искусство тоже должно быть героическим, монументальным. Конечно, героическая наша эпоха требует и героического искусства, но это отнюдь не означает, будто все в искусстве должно быть монументальным, героическим. Есть в искусстве такие жанры, как, например, оперетта или легкая музыка, натюрморт или пейзаж в изобразительном искусстве, которые не занимаются монументальной, героической темой, но они безусловно имеют право на существование. Формула «монументальный реализм», «героический реализм» не привилась и была отброшена потому, что она вела к ограничению жанров в искусстве, а следовательно, к его обеднению.

Социалистический реализм — теоретическое обобщение, научно выражающее существенные особенности нашего искусства. Оно не связывает творчество художника с его принадлежностью к определенному классу; оно не ограничивает художника ни в стилевом отношении, ни в выборе жанра, творческой манеры и т. д. Напротив, социалистический реализм включает в себя многообразие стилей, жанров, индивидуальной манеры художника. Метод социалистического реализма указывает лишь на идейнотворческое направление нашего искусства. 

Кое-кто из наших недальновидных противников за рубежом утверждает, будто метод социалистического реализма подавляет индивидуальность художника и ведет к однообразию в творчестве. Но подобное измышление лучше всего опровергается фактами. Достаточно сопоставить, например, творчество таких замечательных представителей социалистического реализма в литературе, как Ал. Толстой и А. Фадеев, М. Шолохов и К. Федин, И. Эренбург и Ф. Гладков, А. Твардовский и К. Симонов и многих, многих других, чтобы убедиться, как не похожи друг на друга эти писатели с точки зрения присущей каждому из них неповторимой индивидуальности.

Что есть общего с точки зрения стиля, жанра, а порой и объекта изображения между «Хождением по мукам» и «Разгромом», «Поднятой целиной» и «Необыкновенным летом», «Бурей» и «Цементом» и т. д.? А ведь все эти произведения явились выдающимся вкладом в литературу социалистического реализма. С аналогичным положением мы встречаемся и в других видах нашего искусства. Великий Станиславский и рядом с ним — В. Качалов и А. Остужев, Б. Щукин и Н. Хмелев, М. Кедров и Н. Охлопков, Ю. Завадский и Р. Симонов — в театре; С. Герасимов и Б. Иогансон, М. Сарьян и П, Корин, К. Юон и А. Пластов, С. Коненков и В. Мухина—в изобразительном искусстве; С. Прокофьев и Б. Асафьев, Д. Шостакович и Д. Кабалевский, Т. Хренников и А. Хачатурян — в музыке — какое богатство ярких и столь отличных друг от друга талантливых художников. Нет, искусство социалистического реализма приносит большую художественную радость не только правдивым и высокохудожественным отражением жизни, но и разнообразием своим.

В этой связи следует подчеркнуть, что нельзя смотреть на социалистический реализм как на художественный стиль, для которого якобы характерны лишь устойчивые изобразительно-выразительные средства, обязательные для художника. Нет, как уже указывалось выше, социалистический реализм включает в себя многообразие стилей, ни в малой степени не ограничивая в этом отношении художника.

Чего требует метод социалистического реализма? Прежде всего правдивого отражения жизни в прекрасных художественных формах. Но этого еще недостаточно. В приветствии Второму съезду писателей ЦК КПСС указывал на то, что советские художники не могут ограничиваться отражением жизни, они должны активно вторгаться в жизнь, помогать средствами искусства советскому народу строить новое коммунистическое общество. Советское искусство призвано приподнимать завесу и над завтрашним днем, а для этого оно должно изображать жизнь в ее революционном развитии. Чтобы советские художники находились на уровне своих задач, метод социалистического реализма требует от них глубокого знания жизни своих современников, проникновения в «дела и дни» советских людей.

Однако,— спросит читатель,— разве такие черты метода социалистического реализма, как правдивое отражение жизни, вторжение в жизнь, изображение жизни в ее революционном развитии и т. д., не были свойственны старому реалистическому искусству? Разве они являются новыми, впервые появившимися в искусстве социалистического реализма? Разве творчество таких гениальных художников-реалистов, как Пушкин и Гоголь, Бальзак и Стендаль, Л. Толстой и Чехов, Мусоргский и Чайковский, Репин и Крамской, не отличалось всеми этими чертами?

Для таких вопросов у читателя есть вполне достаточные основания. Конечно, социалистический реализм нельзя отрывать от прошлого реалистического искусства, между ними существует преемственность. Художники-реалисты и в прошлом правдиво воспроизводили жизнь, стремясь изображать ее в развитии. Так, например, Н. Г. Чернышевский ввел в свой роман «Что делать?» фигуру Рахметова. Зачем? Рахметов, по мысли писателя, был человеком будущего,
писатель оценивал современные ему явления с позиций будущего. Мусоргский был прав, когда он говорил, что художник не может не петь будущего, ибо это будущее в нем живет. Искусство социалистического реализма является преемником лучших традиций, сложившихся в мировом реалистическом искусстве. Следовательно, оно есть искусство традиционное. Но не только традиционное. Искусство социалистического реализма есть в то же время подлинно новаторское искусство. Это качественно новая ступень в развитии мирового реалистического искусства, связанная с борьбой народных масс за социалистическое преобразование мира.

В предисловии к итальянскому изданию «Манифеста коммунистической партии» Ф. Энгельс задавался вопросом: придет ли скоро новый Данте, который в художественной форме возвестит миру о рождении новой, социалистической эпохи? Таким «новым Данте» и явился А. М. Горький — основоположник искусства социалистического реализма в литературе. Искусство социалистического реализма и стало громадным шагом вперед в художественном развитии человечества именно потому, что оно воспроизводит жизнь и борьбу народных масс, вступивших на путь социалистического преобразования общества, оно в художественной форме отражает формирование характера и психологии нового человека.

Как творческий метод, социалистический реализм представляет собой совокупность творческих принципов, в соответствии с которыми наши художники изучают жизнь, отбирают явления, достойные стать объектом художественного изображения, и воплощают их в своем творчестве. Среди этих принципов одним из самых важных является отношение художника к выбору объекта изображения. Главным объектом изображения в искусстве социалистического реализма являются трудящиеся массы, свершившие революцию, борющиеся за построение нового, социалистического мира. Это, конечно, не означает, будто в каждом художественном произведении всегда должны непосредственно изображаться революционные преобразования. Круг тем советского искусства необъятен, как необъятна и сама жизнь. В нашем искусстве должны сосуществовать большие эпические полотна и маленькие лирические стихотворения, произведения трагедийного звучания и веселые комедии, вдохновенные могучие симфонии и непритязательные песенки. Перефразируя известные слова Вольтера — все жанры хороши, кроме скучных,— можно сказать, что в нашем искусстве все темы хороши и правомерны, если в характере их воплощения верно выражены черты нового человека, глубоко отражена жизнь народа.
Социалистический реализм — это реализм, оплодотворенный великими идеями марксизма-ленинизма. Социалистическое мировоззрение вооружает художника пониманием сокровенного смысла исторических событий, знанием перспектив исторического развития. Социалистическим мировоззрением определяется ясность и четкость идейной позиции художника. Из этого вытекает, что ведущим принципом в творчестве художников социалистического реализма является ленинский принцип партийности искусства. Разработанный В. И. Лениным еще до революции, этот великий принцип провозгласил открытую связь художника с пролетариатом. В наших советских условиях принцип партийности выражает коммунистическую идейность советского искусства, служение советского искусства нашему поистине героическому народу. «Искусство принадлежит народу» — в этих словах Ленина выражена не только народность советского искусства, но и его партийность.

Исключительно важное значение имеет сформулированное в выступлении Н. С. Хрущева положение о единстве партийности и народности в искусстве социалистического общества. «Прежде всего,— говорит Н. С. Хрущев,— нельзя противопоставлять понятия партийности и народности. Сила советского социалистического общества в единении Коммунистической партии и народа. Политика Коммунистической партии, выражающая коренные интересы народа, составляет жизненную основу советского общественного и государственного строя. Поэтому было бы большим заблуждением думать, что в наших советских условиях можно служить народу, не принимая активного участия в претворении в жизнь политики Коммунистической партии. Невозможно желать идти вместе с народом, не разделяя взглядов партии, ее политической линии. Кто хочет быть с народом, тог всегда с партией. Кто прочно стоит на позиции партии, тот всегда будет с народом».

Принцип партийности предполагает подлинную творческую свободу художника. Но под свободой творчества мы имеем в виду
не мнимую, иллюзорную свободу художника от общества, не художнический произвол, столь любезный всякого рода индивидуалистам и модернистам в искусстве. Для нас свобода творчества — в добровольном служении народу, в реалистическом отражении жизни,— разумеется, в тех формах и теми средствами, которые сам художник избирает. Принцип партийности, указывая идейную направленность в творчестве, не связывает, однако, художника в выборе темы, не ограничивает его фантазии, предоставляет простор индивидуальности художника в определении содержания и формы своего произведения, как на это было обращено внимание еще в известном постановлении ЦК РКП(б) «о политике партии в области художественной литературы» (1925 г.). Художник в нашем обществе не совершает над своей творческой природой никакого насилия, от него требуется лишь быть верным своему призванию: жить интересами народа, служить своим творчеством высоким и благородным целям построения коммунизма, не искажать действительность, не грешить против правды жизни.

Советский читатель, чуткий и взыскательный, с недоумением и огорчением встретил появление в нашей литературе таких произведений, как клеветнический по существу роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», рассказы Д. Гранина «Особое мнение» и А. Яшина «Рычаги», именно потому, что в них искажена жизненная правда, недопустимо и огульно охаивается советская действительность.

Не в том, конечно, беда романа В. Дудинцева «Не хлебом единым», что в нем показаны отрицательные стороны нашей жизни. Литература и искусство должны показывать жизнь во всей ее многосложности; долг писателя — не только показать красоту и величие социалистического общества, но и сказать народу правду о наших недостатках и ошибках, не приукрашивать действительность. Партия прививает советским людям высокие художественные вкусы и учит отвергать такие, по существу, клеветнические сочинения, как книга В. Дудинцева «Не хлебом единым», и такие слащавые, приторные фильмы, как «Незабываемый 1919 год» или «Кубанские казаки».

Беда романа В. Дудинцева, в котором есть и некоторые достоинства, состоит в том, что автор не сумел правильно установить место, которое занимает каждый из изображаемых им персонажей в жизни, сделал неверные обобщения, искусственно сгустил отрицательные стороны жизни, нагромоздил в своей книге одни только недостатки. Идейная направленность романа оказалась порочной. Автор серьезно нарушил жизненную правду и тем самым отступил от принципов социалистического реализма.

Не чем иным, как незнанием жизни, недостаточной политической и художественной зрелостью, нельзя объяснить появления таких произведений. Метод социалистического реализма предполагает не только знание жизни художником, но и глубокое ее осмысление с позиций нашего мировоззрения, усиление роли мировоззрения в творческом процессе.

На страницах журнала «Советское фото» нельзя не указать на значение творческих принципов социалистического реализма и для советского фотоискусства. Метод социалистического реализма предъявляет к мастерам фотографии такие же
требования, какие он предъявляет и к художникам, творящим во всех других видах искусства. Но, разумеется, советские художники пользуются методом социалистического реализма с учетом специфических особенностей того вида искусства, в котором они творят. Это полностью относится и к фотоискусству. Метод социалистического реализма требует от фотомастеров строгого сохранения документальности, которая, однако, не носила бы характера натуралистической копировки. Документальное по своей природе советское фотоискусство призвано отражать характерные, типичные для нашего общества явления жизни, а не одни только факты и события. Не многим менее 20 лет назад опубликовал М. Озерский свою работу «Колхозники на ВСХВ подписывают договор на социалистическое соревнование», но она и в наше время волнует зрителя. Автору удалось хорошо передать творческое вдохновение советских людей, их отношение к труду; мы видим на его снимке новых людей, рожденных нашей советской действительностью.

Совсем иное впечатление производит работа М. Редькина «На лекции по агротехнике», созданная в 1957 г. По своей тематической устремленности работы М. Озерского и М. Редькина очень близки, но как различны они по замыслу и характеру его воплощения! Если первая из них плод подлинно художнического обобщения, то вторая, к сожалению, близка к натурализму. В этой работе нет подлинного дыхания жизни, в ней все нарочито: люди разных поколений, мужчины и женщины, колосья, открытая книга, традиционный картуз бородача — все собрано воедино, а зритель остается равнодушным, не верит автору.

Следствием отступления от метода социалистического реализма являются и те работы, в которых глубокое раскрытие жизни подменено демонстрацией технического мастерства. В этом отношении весьма показательна работа И. Кошелькова «Московские мосты ночью», экспонировавшаяся на Международной выставке художественной фотографии в дни VI Фестиваля. Игра световых эффектов занимает в этой работе всего больше автора. Зритель, знакомый с другими работами молодого автора, в частности с его «Устинским мостом», не может не испытывать недоумения от некоторого увлечения фотографа чисто формалистическими приемами.

Метод социалистического реализма помогает фотомастерам вдохновенно воспроизвести величие нашего времени, его неповторимые черты, сложный и богатый внутренний мир советского человека. Старая работа А. Скурихина «Колхозница Таня» и новые опубликованные только в этом году работы А. Гаранина «Счастливое утро» (см. вкладку в этом номере журнала) и
М. Ганкина «Встреча друзей», столь различные по своему содержанию, могут служить хорошими образцами искусства социалистического реализма именно потому, что они его требованиям и соответствуют. Таких работ за сорок лет Советской власти создано нашими фотохудожниками немало, их произведения демонстрировались на выставках и вошли в золотой фонд советской фотографии.

Наиболее значительные работы мастеров советской художественной фотографии — убедительное свидетельство творческого многообразия в искусстве социалистического реализма.

Подробному и конкретному анализу лучших произведений советского Фотоискусства следует посвятить специальные статьи на страницах нашего журнала.
Метод социалистического реализма — самый прогрессивный метод художественного творчества. Этим методом успешно овладевают художники великого Китая и других стран народной демократии. Этим методом успешно пользуются и многие передовые художники в капиталистических странах: Луи Арагон во Франции, некоторые деятели передовой кинематографии в Италии, Пабло Неруда и Жоржи Амаду в Латинской Америке.

Важнейший документ нашей партии по вопросам искусства, статья Н. С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа», вдохновляет всех наших творческих работников на создание новых высокохудожественных произведений, прославляющих нашу социалистическую эпоху.

Источник: журнал "Советское фото" №12, 1957 год. Автор: кандидат философских наук А. Зись. 

 

You have no rights to post comments