Макросъемка - как это делается

Макросъемка, или немного о том - как снимать самым крупным планом – самые мелкие объекты.

Во первых, стоит определиться с тем, что в данной статье будет называться макросъемкой. Для простоты скажем так: макросъемкой называется съемка мелких объектов крупным планом. При этом в итоге – объект на фотографии оказывается, обычно, гораздо крупнее, чем он есть на самом деле.

Насекомые, цветы, трава, монеты – излюбленные предметы внимания макро-фотографов.

Взгляните на один из примеров «макроскопического» фотоснимка:

Макро фотоКарпин Антон ©

Фотоаппарат для макросъемки.

Какую фотокамеру предпочесть для - макросъемки? На самом деле – вполне не плохие макро-фотографии можно делать и обычной цифромыльницей – так как и в таких фотоаппаратах есть соответствующий режим и возможности объектива тоже часто бывают на высоте, но зеркалка все же удобнее. Используя зеркалку – мы сможем подобрать необходимый объектив, и держать все настройки под контролем, добиваясь максимального результата!

Фотоаппарат для макросъемки

Если говорить о зеркалках – то подойдет и такая простая модель, как Canon 650D или аналогичные.

Объектив для макросъемки.

Если говорить о компактном фотоаппарате – то выбора у нас нет, объектив замене не подлежит :) Зато, если Вы решите купить специальный макро-объектив для зеркального фотоаппарата – то и выбор определенно есть!

Одним из самых популярных объективов этого типа – является Canon EF-S 60mm f/2.8 Macro USM. Это стекло предназначено для «кропнутых» (не больших) матриц камер, какими и являются матрицы у большей части любительских и полупрофессиональных цифровых фотоаппаратов. С учетом уменьшенной матрицы – эквивалент фокусного расстояния составляет почти 100мм. Объектив позволяет делать фотографии в масштабе 1:1, то есть изображение может проецироваться на матрицу в масштабе 1:1, то есть в реальном размере! Очень не многие объективы способны на такое!

Профессиональный фотограф может использовать Canon EOS 5D и объектив предназначен для его 35-миллиметровой матрицы - Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM.

Также можно использовать и не дорогие зум – объективы с функцией макро-съемки, типа SIGMA AF 70-300mm f/4-5.6 APO, макро режим у этого объектива действует на фокусных расстояниях от 200 до 300 мм и делает возможным фокусировку на расстоянии всего 95 см до объекта, при этом увеличение может составлять от 1:2,9 до 1:2. Тоже не плохо! Хотя и не так хорошо, как у специализированных объективов.

Зум-объектив с макро функцией

Еще один бюджетный вариант для макросъемки зеркалкой – макрокольца – при их применении Вы и с обычным объективом сможете приблизиться к объекту съемки так близко – как пожелаете. Но при применении макро-колец (особенно- не дорогих), перестает работать как минимум часть автоматики фотоаппарата – например автофокус и контроль диафрагмы, что очень и очень не удобно!

Макрокольцо

И еще один вариант заполучить макро-объектив почти бесплатно – для этого необходимо перевернуть Ваш стандартный китовый объектив… и прикрепить к фотоаппарату. Однако такое крепление – штука не простая и имеет и так же отключает автоматическое управление объективом.

Экспозиция при макросъемке.

Не стоит снимать макро – при автоматической экспозиции. Установите приоритет диафрагмы. Дело в том, что если Вы (или искусственный интеллект Вашего фотоаппарата) выберите открытую диафрагму, то глубина резкости может оказаться не более толщины лезвия бритвы! Запомните – что при съемке на близком расстоянии – диафрагма должна быть как можно более малой, дабы глубина резкости была хоть немного значительной! Например, F/11 или даже F/22 – не помешают!

Она хотела....дождя...
«Она хотела....дождя...»  F/14

Из-за закрытой диафрагмы – света на матрицу попадает мало, и выдержку необходимо увеличивать, поэтому штатив при съемке макро-фотографий может быть очень и очень полезен.

Плюс – маленькое предостережение: чем сильнее Вы «закрываете» диафрагму, тем более рискуете потерять некоторую долю четкости из-за дифракции! Этот эффект может быть чуть заметен уже на диафрагмах от F/9.

Освещение. Вспышка для макро - фотографии.

Как ясно из сказанного выше – на пути съемки макро-шедевра нам может мешать сильно закрытая диафрагма и соответственна длительная выдержка. Для того чтобы уменьшить выдержку – необходимо усилить освещение! И если в солнечный полдень, бывает, можно обойтись и без вспышки, то в помещении, или при недостатке солнечного света, или при съемке каких-нибудь подвижных жучков-паучков – вспышка просто жизненно необходима.

Canon, Nikon и некоторые другие производители – имеют в своем ассортименте специальные макро-вспышки, но одни довольно дороги (единственный доступный вариант - кабель выносной колодки, с которым Вы сможете использовать свою внешнюю вспышку (при ее наличии) независимо от ориентации фотоаппарата, например – подсвечивать кадр сбоку). Поэтому - чаще всего используются самодельные макро-вспышки, точнее говоря – усовершенствования для встроенной или внешней вспышки. Не буду описывать все возможные конструкции, на фотографиях ниже они представлены довольно наглядно. Главная задача подобных усовершенствований – более мягкий свет в процессе использования.

Макро вспышкаМакро рассеиватель из тарелки

Софт - бокс для макросъемки
© 4 авторские права на  вышеприведенные фотографии принадлежат их владельцам. Хоть я и не знаю - кто они :)

Фокусировка

При глубине резкости (ГРИП) около 1 миллиметра – точность фокусировки становится просто сверхважной задачей. Можно замучится с фокусировкой, даже при наличии хорошего штатива с качественной головкой. Вот, например, фотография, на которой только усы и головка жука оказались в фокусе:

ГРИП макро фотоснимка
© «Ну, рассказывай...»

Поэтому энтузиасты и профессионалы предпочитают фокусировочные рельсы. Например - Adorama Macro Focusing Rail. Впрочем, это уже удел скорее профессионалов, чем любителей, и останавливаться на фокусировочных рельсах - мы сейчас не будем.

Более простой способ борьбы с неточной фокусировкой – небольшие движения камерой и большое количество дублей – один из кадров наверняка окажется в фокусе :) Также – если объект съемки неподвижен – можно перемещать его перед объективом, а не наоборот. Вот что у меня получилось при использовании этого приема:

Бабочка. Макро фото.
© Карпин Антон

Фон макрофотографии

Фон таких фотографий всегда размыт, так что необходимо обратить внимание лишь на общую тональность. В «домашних макрос студиях», софт-боксах – применяемых в домашних и студийных условиях – этот фон, обычно, белый и для его изменения придется постараться, на открытом же воздухе – цвета естественны. Привлекательность вышеупомянутого заднего фона более всего зависят от объектива - особенно от устройства его диафрагмы. Все что еще можно сказать про качество размытого фона, я описал в статье про боке.

Конечно, о макросъемке можно писать гораздо дольше, нюансы этого вида фотографии – бесчисленны, и мы к ним еще вернемся.

Если у Вас появились собственные идеи, или комментарии, пожелания, критика – Вы можете поделиться ими с помощью формы под статьей! Ваши отзывы будут мне очень приятны!

Бабочка - макроснимок.
© Карпин Антон

А еще... для тех, кто дочитал до конца, предлагаю посмотреть видеоролик! Фактически - маленький видео урок!

 

Буду очень благодарен, если поделитесь этим материалом в любимой социальной сети:

Комментарии  

Андрей Игнатов
#8 Андрей Игнатов 10.01.2014 22:00
Всем привет! Подскажите не дорогой цифровик с функцией макро съемки. Необходимо для фото мелких ювелирных предметов и монет. Заранее спасибо
Цитировать
Роман
#7 Роман 08.07.2012 02:49
я занимаюсь макросъемкой около 4 лет,начинал как и все с обычной мыльницы,постоя нно на коленях перед объектом съемки,в пыли и в грязи.Кадры иногда получались отпадные но дальше jpeg обработки дело не шло-терялось качество,спасло chdk-альтернати вная прошивка на мыльницы canon,но это только на некоторое время!Самым большим преимуществом зеркальки является Raw кадр-сырой отпечаток матрицы с вашим объектом съемки,с которым в свою очередь вы можете делать все что угодно без потери качества,сменит ь экспозицию,наст роить цвета и до бесконечности куча настроек!!!Сним аю на зеркало и никаких проблем!Удачных снимков!
Цитировать
A. Racter
#6 A. Racter 22.11.2011 01:45
Подойдет практически любая зеркалка в комплекте с макро-объективо м. Подсветка... можно тут уже сложнее. Макро-вспышки использовать - для глаз не очень полезно. Наверное - софт-бокс нужен, но тут нужно просто поэкспериментир овать! Например - в фотостудии!
Цитировать
игорь
#5 игорь 16.11.2011 10:12
здравствуйте, нужен совет по макросъемке радужки глаза: раздел медицины-иридод иагностика. модель фотоаппаата, объектив, подсветка
Цитировать
Мягколапка
#4 Мягколапка 27.10.2011 19:39
;-) атпадно
Цитировать
Мягколапка
#3 Мягколапка 27.10.2011 19:38
*_* мя ослепило это чудесно О.о круто)
Цитировать
A. Racter
#2 A. Racter 05.10.2011 00:46
Однако, 600D - считается зеркалкой весьма "начального уровня". Как и, например, 400D - который можно купить б/у - гораздо дешевле!
Однозначно "не простым" - я бы назвал, например, "Canon 5D Mark 2". Только цену на него смотреть - еще опаснее :-)
Цитировать
777
#1 777 04.10.2011 20:43
Canon 600D - простой фотоаппарат?! Тогда какой же не простой? Я когда цену этого "простого" увидел, в обморок чуть не упал!
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить